Бесплатный шиномонтаж

Чем грозит игнорирование ремня безопасности в автомобиле?

За первый квартал 2024 года в России произошло 22 812 случаев ДТП. В авариях пострадало 29 257 человек, погибло — 2 542. Согласно данным ГИБДД, в более чем половине случаев, не пристёгнутый ремень при ДТП привёл к серьёзным или несовместимым с жизнью травмам. Чтобы уберечь себя и снизить вероятность летального исхода при ДТП, нужно пристёгивать ремень до начала движения.

Поездка без пристёгнутого ремня безопасности — угроза здоровью, жизни, и бюджету. Те, кто не пристёгивает ремень, нарушают правила ПДД (п. 2.1.2). В 2024 году штраф водителю составляет 1 000 рублей, пассажиру — 500 рублей (Ст. 12.6 и 12.29 КоАП РФ). За перевозку непристёгнутого пассажира штраф платит водитель.

Штраф можно получить и без встречи с инспектором ДПС. Всё чаще водители стали получать постановления ГИБДД с камер автоматической фиксации ПДД. Каждый год количество камер растёт, а вместе с ним и число зафиксированных правонарушений.

Однако, штрафные санкции — не столь печальны, как другие последствия езды без ремня. 

Зачем нужен ремень безопасности

Ремень — средство пассивной безопасности. Его функция — защитить водителя и пассажиров от травм при резких манёврах на дороге и спасти людей от смерти при ДТП. Ремни удерживают тело в безопасном положении, при ударе они растягиваются, что приводит к сглаживанию траектории движения корпуса и минимизации травм внутренних органов.

Даже если автомобиль движется на небольшой скорости, не пристёгнутый человек может получить серьёзные травмы, стать инвалидом, умереть. При скорости свыше 60 км/ч риск летального исхода возрастает. Ремень безопасности смягчает удар, снижает уровень травматизма водителя и пассажиров.

Как работает ремень безопасности?

Конструкция большинства ремней включает инерционную катушку, механизм возврата и блокировки. Внутри барабана спиральная пружина. Когда ремень разматывают, она затягивается. Из-за стремления вернуться в исходное положение деформированная пружина поддерживает натяжение ремня на теле человека. При отстёгивании ремённая лента наматывается на катушку в барабане.

Есть другой вид ремней безопасности — неинерционные. В отличие от инерционных они менее распространены. При отстёгивании не втягиваются автоматически — если ремень отстегнуть, то он останется на сидении. Человек сам подгоняет длину под себя, что не очень удобно. В отличие от предыдущих, такие ремни устойчивы к растяжению.

Разновидности ремней по креплению

Инерционные и неинерционные ремни безопасности закреплены к корпусу автомобиля. По количеству креплений их классифицируют на такие типы:

1. Двухточечные. Самые первые и не особо эффективные ремни. Производители не оснащают ими передние сиденья автомобилей. Чаще их устанавливают на заднем сидении, расположенном по центру. Такие ремни включают одну лямку, которая зафиксирована в области поясницы.

2. Трёхточечные. Распространённый вид. Места установки — передние и задние боковые сидения. Ремни включают 2 лямки: одна расположена на поясе, вторая — на груди. Они зафиксированы в 3-х точках: две находятся вверху и внизу на боковой стойке рядом с ремнём и катушкой, третья — между креслами. Такие ремни более безопасны, эффективны. Они надёжно удерживают корпус тела.

3. Четырёхточечные. Самые безопасные. Их используют для комплектации спортивных автомобилей. Из-за сложного применения четырёхточечные ремни не устанавливают в обычных машинах. Для пристёгивания нужно накинуть ремень, который выглядит как лямки рюкзака, а затем — протянуть и зафиксировать поясную часть.

4. Пяти- и шеститочечные. Как и предыдущие модели, их устанавливают на гоночных автомобилях. Они представляют собой усовершенствованный вид 4-точечного аналога. Отличие — дополнительная лямка, которую протягивают снизу сиденья и укладывают между ног.

С развитием технологий конструкция ремней становится более совершенной, внедряют новейшие разработки для повышения их безопасности. Например, создают ленты, схожие по принципу действия с подушками безопасности. При ударе расположенные в них полости заполняет газ, что увеличивает площадь контакта тела с лямкой. В итоге нагрузка распределена лучше, снижен травматизм.

Мифы о ремнях безопасности

Некоторые водители и пассажиры принципиально не используют ремни безопасности. Причина — мифы об их вреде. Например, когда всех обязали пристёгивать ремни, многие европейские и американские автомобилисты заявили об «ущемлении прав и ограничении свободы». Некоторые даже приводили контрдоводы. Расскажем о самых распространённых.

Миф №1

Если ДТП серьёзное, то у непристёгнутого человека больше шансов на выживание за счёт возможности вылететь в окно. Возможно, похоже на правду, если бы, не одно но. Современные машины оснащают прочными лобовыми стёклами, крепят их максимально надёжно. Пробить их головой, вылететь из салона и остаться живым — фантастика. При сильном ударе голова сможет пробить стекло, но вот остальная часть тела застрянет.

Миф №2

Ремень сковывает, уменьшает подвижность. Да, с некоторым ограничением подвижности сталкиваются водители грузовиков, микроавтобусов, внедорожников: им сложнее достать до бардачка. Однако такие ситуации происходят нечасто, да и особых неудобств не вызывают. Опрометчиво из-за этого игнорировать ремень безопасности, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров.

Миф №3

Без ремня быстрее и проще покинуть салон горящего автомобиля. Возгорания транспортного средства при столкновении редки. Но даже в этом случае ремни не мешают: их можно быстро отстегнуть при одном нажатии на кнопку. Чаще выход затрудняет деформированный кузов.

Миф №4

Если ехать на небольшой скорости, можно игнорировать ремень безопасности. Большинство аварий происходит при движении автомобиля со скоростью 60–70 км/ч. В этой ситуации удар будет сопоставим с падением человека с 12-ти метровой высоты. Риск получить серьезные травмы есть и в том случае, если ТС двигается со скоростью 30 км/ч, особенно если будет лобовое столкновение с другим авто.

Миф №5

Если едешь на заднем сиденье, можно не пристёгивать ремень. Можно, однако не пристёгнутые люди в случае аварии получают значительные повреждения чаще.

Случаи, когда использовать ремень нежелательно, все же есть. Это движение по ледяным переправам и ненадёжным понтонным мостам. При необходимости проехать по такой поверхности можно даже приоткрыть дверь транспортного средства, ведь в воде это будет сделать гораздо сложнее.

Когда можно не пристёгивать ремень по закону?

Пассажиры могут не пристёгивать ремень, если в транспортном средстве он не предусмотрен. Такая комплектация часто встречается в винтажных автомобилях. Если в конструкции авто нет удерживающих устройств для ремней, то штраф будет неправомерным.

Пристёгивание: правила и ошибки

Неправильное пристёгивание ремня безопасности снижает его эффективность, что нередко приводит к травмированию при ДТП. Частые ошибки:

  • неправильно подобранная высота ремня (лента не должна касаться шеи);

  • неподходящая длина неинерционного ремня;

  • перекрученные ленты;

  • неправильное расположение поясной лямки;

  • фиксация ремня к другому замку.

Перед поездкой важно не только пристёгивать ремень, но и делать это правильно. Игнорирование рекомендаций повышает риск летального исхода в случае аварии.